Print

силии на Ближнем Востоке виноваты колониальные державы»

Опубликовано в Зарубежные новости

В на

Бывший военный разведчик из Израиля предлагает решить «арабский вопрос» раз и навсегда

A Kurdish Syrian refugee waits for transport during a sand storm on the Turkish-Syrian border near the southeastern town of Suruc in Sanliurfa province, September 24, 2014. The United Nations refugee agency said on Tuesday it was making contingency plans in case all 400,000 inhabitants of the Syrian Kurdish town of Kobani fled into Turkey to escape advancing Islamic State militants.           REUTERS/Murad Sezer (TURKEY  - Tags: POLITICS TPX IMAGES OF THE DAY CIVIL UNREST CONFLICT)   - RTR47JGB
Фото: Murad Sezer / Reuters

Ситуация на Ближнем Востоке ухудшается. Правительства Ирака и Сирии под натиском «Исламского государства» продолжают терять территории, в Египте на Синайском полуострове и в зоне израильско-палестинского конфликта сохраняется напряженность. Бывший военный разведчик, востоковед, профессор университета «Бар Илан» Мордехай Кейдар поделился с «Лентой.ру» своим видением причин ближневосточных конфликтов и предложил способы их решения.

 

«Лента.ру»: Ближний Восток на протяжении многих десятилетий был беспокойным, но достаточно предсказуемым регионом. Что привело к гражданским войнам и хаосу, падению государств, уничтожению экономик, случившимся в последние несколько лет?

Мордехай Кейдар: Чтобы понять, что происходит на Ближнем Востоке, необходимо начинать не с политики и экономики, а с социологии и антропологии. Политические события и экономическое развитие здесь — лишь следствие социального устройства общества. На Западе люди думают, что деньги, инвестиции и развитие экономики ведут к стабильности. Это не так. Сперва надо разобраться в том, что происходит в местном обществе.

И что же происходит в ближневосточных обществах и государствах?

Границы на Ближнем Востоке и в Северной Африке были проведены колониалистами — британцами, французами, итальянцами и испанцами. В итоге возникли государства, которые можно отнести к несостоявшимся — «failed states». Социальная структура в этих странах — мозаика из национальных, религиозных, конфессиональных, племенных и клановых групп. К таким государствам я отношу Ирак, Сирию, Йемен, Судан, Ливию, Алжир, в определенной степени — Иорданию и Марокко. Их внутренняя структура разрозненна: это собранные вместе самые разные племенные, этнические и религиозные группы, а у власти находится очень узкий круг людей.

Мордехай Кейдар
Мордехай Кейдар

В Сирии это алавиты (одно из направлений в шиитском исламе — прим. «Ленты.ру»). В Ираке при Саддаме Хусейне страной правило суннитское племя дулайми (крупнейшее арабское племя, проживающее на Евфрате южнее Багдада; во времена правления Саддама формировало до 20 процентов иракской армии — прим. «Ленты.ру»). В Ливии власть была сконцентрирована в руках семьи Каддафи, в Иордании у власти королевский дом Хашимитов, который британцы привезли из Саудовской Аравии.

 

В результате — государство нелегитимно, потому что оно создано западным колониализмом. А власть нелегитимна, потому что это диктатура небольшой группы людей, не соблюдающей интересов всех граждан.

Но ведь перечисленные вами страны развивались (а некоторые и развиваются) относительно успешно на протяжении достаточно долгого времени.

Все это работает до определенного момента. Население представляет собой конгломерат этнических групп, форма правления — диктатура одной из этих групп. Люди не хотят, чтобы ими управляла «чужая» группа. В этих условиях государство должно как-то гасить давление тех, кто выступает против этого самого государства и власти, против диктатуры. Поэтому лояльность покупают: дают определенным семьям или сообществам монополию на импорт или экспорт какого-либо продукта, чтобы их инкорпорировать в систему.

Например, в Сирии президент Хафез Асад (отец Башара) взял одну семью и дал ей монополию на производство оливкового масла. Когда Сирия была государством, там выпускали много оливкового масла. Представители этой семьи приходили в различные сирийские районы, к другим семьям и говорили: «Вы производите оливковое масло? Продавайте его нам. А мы продадим его на экспорт». И на эту «поляну» никто другой зайти не мог. Это монополия. Когда нет конкуренции — избранные семьи или кланы богатеют, а народ получает копейки. Такая же монополия была на импорт автомобилей. Тот, кто хочет машину, или дилеры, приходят к единственной семье, способной ввезти эту машину. Брат Хафеза Рифат Асад руководил элитными армейскими подразделениями, у него вся семья была пристроена. В итоге 20 процентов государства — часть пирамиды семейных монополий, а остальные ищут еду в мусоре.

Но ведь система-то работала, — при Башаре Асаде были проведены реформы, уровень жизни повышался…

В условиях, когда большинство населения вынесено за скобки, люди привязаны к традиционным группам. Государство — это враг. И человеку комфортней в своей религиозной, этнической, конфессиональной и племенной группе. Люди не ассоциируют себя с государством, и в Сирии или Ираке они были курдами, шиитами, суннитами, христианами, туркоманами… Были граждане Сирии, Ирака и, скажем, Ливии, но не сложились сирийский народ, иракский и ливийский, — актуальным делением осталось клановое и племенное.

Боевики-исламисты в Ливии
Фото: Reuters
Боевики-исламисты в Ливии

Племенная культура — основа обществ Ближнего Востока. В пустыне ты должен жить как часть большой группы, иначе тебя выгонят из оазиса, прогонят от колодца, единственного источника воды. 97 процентов территории Ближнего Востока — пустыня. Оазисы — это земля Израиля, отчасти Ливан, долины Нила, Тигра и Евфрата.

Ты должен принадлежать к группе с боеспособными боевыми отрядами и быть готовым выстрелить первым. Потому что тот, кто стреляет вторым, — уже не жилец. Поэтому высок уровень насилия между различными группами. И как только что-то случается с диктатором, баланс в системе пропадает и все это выплескивается на улицы: люди убивают, грабят, уличная милиция воюет между собой. И это как раз то, что происходит сейчас в Ираке, Ливии, Сирии. Культура Ближнего Востока — культура насилия.

Приезжают исламисты и говорят: «Хорошо, мы строим свое государство». Они режут людей, вывешивают ролики с казнями в интернете. Они приходят для того, чтобы резать и убивать, — почему бы и нет?

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

09:41 9 декабря 2014

«США вернули религиозные войны»

Интервью с бывшим директором израильской спецслужбы НАТИВ Яковом Кедми

Но ведь и после падения колониализма во многих странах — тех же Сирии, Ираке и Ливии — менялась власть, и такого разгрома государств не происходило…

Настоящие проблемы, которые мы наблюдаем, — в несостоявшихся государствах. Система в этих странах работала более-менее нормально до 1996 года — во многом потому, что СМИ были в руках властей. В каждой стране была своя «Правда» — газеты, радио, телевидение, — и все они обслуживали власть. Люди получали ту информацию, которую давали правящие круги. Доверяли ей или нет — уже другой вопрос.

В 1996 году начала вещание «Аль-Джазира», чей сигнал распространяется со спутника. Она вещает из Катара на весь арабский мир и не только. Катар рассказал людям о коррупции, которая процветает в их странах — в Сирии, Ираке, Иордании, Ливии и других. «Аль-Джазира» «открыла им глаза», начала настраивать людей против властей арабских стран, убеждать в том, что они нелегитимны. У «Аль-Джазиры» изначально была задача разрушить арабские режимы и насадить на их место «братьев-мусульман». Это была их программа, и на первом этапе она удалась: в Египте, у палестинцев в Секторе Газа…

Демонстрация в Йемене
Фото: Zuma / Global Look
Демонстрация в Йемене

Ситуация была проблемная, и если представить арабский мир как склад с боеприпасами, то «Аль-Джазира» облила его бензином. Все, что было нужно, — поднести спичку, чтобы все это взорвалось. Именно это и произошло в 2010 году в Тунисе, где торговец фруктами Мухаммед Буазизи совершил самосожжение в знак протеста против политики властей. «Аль-Джазира» транслировала эти кадры в прямом эфире. Люди вышли на улицы в Египте, Сирии, Йемене, Алжире — везде, потому что тунисцам удалось свергнуть Бен Али спустя месяц демонстраций. «Аль-Джазира» формировала общественное мнение, а Facebook и Twitter стали инструментами борьбы с властью. Вот так началась «арабская весна».

Со временем выяснилось, что люди остались преданы исламу, несмотря на попытки правительств оторвать их от этой преданности, и на фоне всех революционных событий расцвели исламские милиции. Так возникли «Джабхат ан-Нусра» (отделение международной исламистской террористической организации «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливана) и «Аль-Каида» в Ираке, из которой выросло «Исламское государство» (организации, деятельность которых на территории России запрещена — прим. «Ленты.ру»). Люди молчали, пока диктаторы были эффективны. Когда диктаторы стали неэффективны или перестали существовать, исламисты вылезли из дыр на улицу, и к ним потянулись добровольцы из Европы, США.

Тунис и Египет, хотя их изрядно «штормило», прошли проверку на прочность и выстояли…

Правильно. По моей классификации эти две страны относятся к типу «промежуточных» государств, которые вполне могут стать успешными. В 50-60 годы ХХ века там произошла серьезная общественная трансформация, связанная с миграцией сельского населения в город. Это означает, что племена, семьи из деревень переехали в города и перестали существовать в виде племен, стали одиночными. В Египте переменам способствовало строительство с помощью СССР Асуанской плотины — исчезло традиционное сельское хозяйство. Раньше воду и удобрения получали бесплатно во время разливов Нила, благодаря дождям в Эфиопии. Нил приносил ил. Построили плотину — и никаких разливов нет. Воду и удобрения надо покупать за деньги. Поэтому люди оставили землю и поехали в город. Племена практически исчезли, их значение снизилось. Один из братьев большой семьи поехал в Каир, другой — в Александрию, третий — в Европу.

Дети копаются в мусоре, Алеппо, Сирия
Фото: Loubna Mrie / Reuters
Дети копаются в мусоре, Алеппо, Сирия

В Тунисе то же самое произошло не из-за плотины, а благодаря пренебрежению властей. Два президента — Хабиб Бургиба и Бен Али — за 50 лет правления извели деревню: ни школ, ни университетов, ни инфраструктуры, ни средств связи, ни культуры — ничего. Тот, кто хотел учиться, работать, вынужден был переехать из деревни в город. В городе человек живет индивидуальной, частной жизнью. Один или с женой и детьми, а не с племенем. И взаимодействие людей в городе уже идет на профессиональной основе: союз адвокатов, союз бухгалтеров, сообщество автослесарей, а также на идеологической основе: клуб коммунистов, социалистов, исламистов. Индивидуалистическое поведение — значит, больше политики, идеологии, и — меньше насилия. Поэтому у Египта и Туниса есть потенциал стать демократическими государствами. Это займет время, но они уже на верном пути.

А какие арабские государства Ближнего Востока вы считаете успешными? Неужели Саудовскую Аравию?

Саудовская Аравия — это государство-конгломерат, представляющий собой сплав племен, конфессий (сунниты и шииты) и различных культур. Это потенциальное «несостоявшееся государство», но на данный момент оно успешно — это успешная диктатура. Они гасят проблемы деньгами. Но потенциал к взрыву остается. Что сделал Абдул-Азиз ибн Сауд, первый король государства? Он создал коалицию племен с помощью браков: женился на девушках из разных племен. У него были десятки жен, и никто не знал, кто из этих женщин — четыре полноправные жены, которые разрешены по исламу. Согласно исламским законам, мусульманин может иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. И короли, взошедшие на престол после него, — сыновья разных женщин, а жен или наложниц — никто не знает.

Саудовские принцы в США, 1947 год
Фото: Bettmann / Corbis
Саудовские принцы в США, 1947 год

Но есть две группы, которые выпадают из этой системы. Это шииты на востоке и йеменцы на юге Саудовской Аравии. Бахрейн развивается по схожей модели, но там есть персидско-шиитское большинство населения и правящее арабско-суннитское меньшинство. Это является причиной волнений. Саудовская Аравия оккупировала Бахрейн в 2011 году. Так что в обеих странах серьезный потенциал к взрыву.

Успешными, на мой взгляд, можно назвать всего девять арабских государств. Это Кувейт, Катар и семь государств, входящих в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ): Дубай, Абу-Даби, Аджман, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа. Это успешные, полноценные, тихие страны. В основе каждого из них — одно племя. Таким образом — и государство легитимно, и власть легитимна. В ОАЭ общая денежная единица, армия и министерство иностранных дел, а с недавнего времени и полиция, но государства остались отдельными и независимыми — что-то вроде Евросоюза. В этих странах порядок, и деньги есть, причем не везде благодаря нефти: в Дубае практически нефти нет. В Ираке, Ливии, Йемене, Судане есть нефть, но они живут в аду. Процветание несет только однородность государств.

Вы считаете это универсальным рецептом?

Это обусловлено историей Ближнего Востока, где образовалось огромное количество несостоявшихся государств — наследие западного колониализма. Колониальные державы создали государства, которые не могут существовать нормальной жизнью. Это касается и Сирии, и палестинцев, которые были под оккупацией Иордании и Египта, но так и остались типичной ближневосточной территорией «failed states». У них так много внутренних проблем именно из-за племенного, кланового, разобщенного общества. Но и у них вполне могут существовать процветающие независимые эмираты, как ОАЭ, в основе которых могли бы быть города и окрестные территории Иерихона, Рамаллы, Дженина, Тулькарма, Шхема (Наблуса), арабской части Хеврона, который они называют аль-Халиль, и Сектора Газы. Это единственное решение для племенного общества.


http://lenta.ru/articles/2015/06/11/keidar/

 

Powered by Bullraider.com